Стоматологическая клиника в Мурманске

Мурманск, ул. Папанина
ПН-ПТ 08:00-20:00 | СБ 08:00-15:00

Системное недоразвитие речи: причины и лечение

Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте – держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот – хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи

Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:

  • Фонетика (от «phone»-звук) – правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
  • Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
  • Лексика. Словарный запас – ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года – 10 слов, для 2-х лет – 30-50 слов.

Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).

Системное недоразвитие речи является одной из наиболее распространенных проблем в детской практике. Врачи отмечают, что причины этого состояния могут быть разнообразными: от генетических факторов и нарушений слуха до недостаточной языковой среды и психоэмоциональных проблем. Важно, что ранняя диагностика и комплексный подход к лечению могут значительно улучшить ситуацию. Специалисты рекомендуют проводить занятия с логопедом, а также активно вовлекать детей в общение, чтение и игры, способствующие развитию речевых навыков. Параллельно с этим, внимание следует уделять и психологическому состоянию ребенка, так как уверенность в себе и положительная мотивация играют ключевую роль в процессе обучения. Врачи подчеркивают, что индивидуальный подход к каждому ребенку и поддержка со стороны родителей являются залогом успешного преодоления этой проблемы.

АФАЗИЯ. ЛЕЧЕНИЕ АФАЗИИ (нарушение речи)АФАЗИЯ. ЛЕЧЕНИЕ АФАЗИИ (нарушение речи)

Причины развития СНР

Патологии внутриутробного периода – причина СНР

Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:

  • Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
  • Гипоксия плода – состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
  • Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.

Кроме того, системное недоразвитие речи – это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.

Признаки системного недоразвития речи

Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.

Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:

Степень тяжести

Отклонения в развитии речи

Легкая

Темп речи – нормальный, реже – ускоренный.

Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков.

Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз.

Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»).

Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам

Средней тяжести

Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции.

Чаще всего наблюдается монотонность интонации.

Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена.

Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений.

Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений.

Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает.

При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл.

Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы).

Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей.

Выраженная дисграфия и дислексия – нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия

Тяжелая

Грубые нарушения движений губ и языка.

Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса.

Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах).

Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз.

Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных.

Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения.

Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами.

В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно.

Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит.

Мелкая моторика рук – нарушена.

Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют

Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей – невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.

В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).

Системное недоразвитие речи — это сложное состояние, которое затрагивает множество детей и их семей. Родители часто отмечают, что их дети испытывают трудности в формулировании мыслей, использовании грамматических конструкций и расширении словарного запаса. Причины могут быть разнообразными: от генетической предрасположенности до недостатка речевой практики в раннем возрасте. Важно понимать, что ранняя диагностика и вмешательство могут существенно изменить ситуацию. Лечение обычно включает занятия с логопедом, игры на развитие речи и специальные упражнения. Многие специалисты подчеркивают, что поддержка со стороны родителей и создание благоприятной речевой среды дома играют ключевую роль в процессе восстановления. Системный подход к лечению позволяет не только улучшить речь, но и повысить уверенность ребенка в себе.

общее недоразвитие речи.общее недоразвитие речи.

Лечение системного нарушения развития речи

Арт-терапия – альтернативный метод лечения нарушений речи

Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.

Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)

Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.

Вопрос-ответ

Причины, диагностика и лечение речевых расстройств у детей. Невролог КрасноваПричины, диагностика и лечение речевых расстройств у детей. Невролог Краснова

Кому ставят системное недоразвитие речи?

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области. Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.

В каких случаях может наблюдаться общее недоразвитие речи?

Общее недоразвитие речи может наблюдаться в случаях, когда у ребенка имеются нарушения слуха, умственная отсталость, нарушения в развитии центральной нервной системы, а также при недостаточном речевом окружении и отсутствии стимуляции для речевого развития. Также факторами могут быть социальные и эмоциональные проблемы, такие как стресс или травмы в раннем возрасте.

Можно ли вылечить ОНР?

Если родители ребенка вовремя обратят на него внимание и серьезно подойдут к данной проблеме, своевременно обратившись к логопеду, то ОНР в большинстве случаев вылечивается и корректируется!

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы заметили у ребенка задержку в развитии речи, важно как можно скорее проконсультироваться с логопедом или детским неврологом. Они помогут определить причины недоразвития и предложат индивидуальный план коррекции.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду. Обеспечьте ребенку богатую языковую среду: читайте ему книги, разговаривайте, задавайте вопросы и поощряйте его отвечать. Это поможет развить словарный запас и улучшить навыки общения.

СОВЕТ №3

Используйте игровые методы. Игры – это отличный способ развивать речь. Используйте настольные игры, ролевые игры и другие активности, которые требуют verbal interaction. Это сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным.

СОВЕТ №4

Регулярно занимайтесь речевыми упражнениями. Включите в ежедневную рутину занятия, направленные на развитие речевых навыков. Это могут быть артикуляционные упражнения, игры на развитие слухового восприятия и повторение скороговорок.

Ссылка на основную публикацию
Похожее