Ребёнок с нормальным речевым развитием к 4-5 годам должен правильно произносить все звуки, строить сложные предложения, иметь словарный запас минимум 3000 слов.
Не соответствие с возрастной нормой даёт право диагностировать темповое отставание формирования различных составляющих устной и, как следствие письменной речи.
Врач дефектолог для детей с задержкой речевого развития является тем специалистом, который окажет максимальную помощь в борьбе с данным недостатком.
Общая характеристика запоздалого речевого развития у детей
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.
Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.
У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:
- Способность выражать свои мысли, чувства.
- Правильно произносить звуки.
- Понимать услышанную речь.
- Безошибочно структурировать предложения.
- Задавать вопросы и отвечать на них.
- Ориентироваться в пространстве и времени.
Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования различных специалистов. Например, таких, как: психоневролог, педиатр, лор, стоматолог-ортодонт, логопед.
Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.
ЗРР может возникнуть по следующим причинам:
- Недостаточное общение родителей с ребёнком.
- Удовлетворение просьб малыша, когда он формулирует их невнятно, искажённо, или заменяет слова несуществующими, придуманными. В подобном случае ребёнок уверен в правильности произношения, не ощущает потребности и необходимости в развитии своей речи.
- Минимальное общение со сверстниками.
- Испуг, стресс.
- Частые заболевания у ребёнка.
- Черепно-мозговые травмы.
- Наследственные факторы.
- Родовые травмы.
- Инфекционные заболевания матери, перенесённые во время вынашивания плода.
- Врождённые или приобретённые патологии органов артикуляционного аппарата (язык, ротоглотка, губы, нёбо, зубы).
- Болезни лор-органов (носоглотка, наружное, среднее и внутреннее ухо).
- Патологии зрительного аппарата.
- Нарушение процессов умственного и психического развития.
Иногда у детей может наблюдаться физиологическая задержка речевого развития. Например, в силу различных факторов (генетической предрасположенности, индивидуальных особенностей), разговорная функция малыша с первых месяцев жизни развивается с отставанием.
Соответственно, если ребёнок начал гулить позже определённых норм (2-3 месяца), то, как правило, темповое развитие речи будет проходить с опозданием.
Правильное речевое развитие в грудном возрасте не даёт повода думать, что у малыша не будет проблем с речью в будущем.
Врачи отмечают, что работа дефектолога с детьми, имеющими задержку речевого развития, играет ключевую роль в их социализации и обучении. Специалисты подчеркивают важность раннего вмешательства, так как чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешное развитие речевых навыков. Дефектологи используют индивидуализированные подходы, учитывающие особенности каждого ребенка, что позволяет эффективно справляться с различными формами задержки. Врачи также акцентируют внимание на необходимости сотрудничества с родителями, ведь их поддержка и вовлеченность в процесс обучения значительно повышают результаты. Таким образом, комплексный подход и профессиональная помощь дефектолога становятся основой для успешного преодоления речевых трудностей.
С какими симптомами обращаться к дефектологу
Здоровый четырёхмесячный малыш
К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:
- Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
- Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
- Не может формировать сложные предложения.
- Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
- Не понимает значение союзов, предлогов.
- Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.
За состоянием речи ребёнка необходимо следить с первых месяцев жизни. О нормальном психомоторном развитии можно судить по следующим признакам:
- В месяц ребёнок останавливает взгляд на ярком предмете. Вздрагивает при громком звуке. Проявляет ротовое внимание во время эмоционального обращения к нему (открывает рот).
- В 2-3 месяца начинает гулить, улыбаться, способен сам удерживать головку, появляются первые попытки подражания интонациям взрослых.
- В 4 месяца смеётся, предложенную игрушку удерживает всей ладошкой, тянет в рот, узнаёт близких людей.
- В пятимесячном возрасте малыш может произносить отдельные слоги – «па», «ма».
- В 6 месяцев появляется самоговорение (общение ребёнка с самим собой).
- В 7 месяцев дети обычно с интересом рвут бумажные листы, выбрасывают предметы из кроватки.
- Восьмимесячные малыши активно пользуются лепетными словами, употребляют слоги. Понимают такие слова, как – «дай», «где», «на».
- В девять месяцев нормально развивающийся малыш должен произносить простые слова, самостоятельно сидеть, стоять у опоры.
- В один год подражает различным звукам (собачка гавкает – «гав», самолёт летит – «ж-ж-ж-ж»). В словарном запасе присутствует около 10 слов. Самостоятельно ходит, активно играет.
Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.
Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).
Врач дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.
Что входит в компетенцию дефектолога
Занятия с дефектологом
Доктор, специализирующийся в данной области работает не только над исправлением дефектов речи у ребёнка, но и над развитием интеллектуальных, познавательных особенностей.
Его деятельность направлена на улучшение памяти пациентов, развитие мыслительной способности.
Дефектолог корректирует недостатки, применяя индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из условий его проживания, психоэмоционального состояния.
Пациенты врача дефектолога – это малыши с пониженным слухом, зрением, заболеваниями нервной системы, дети после тяжелых психологических травм.
Доктор должен приступать к лечению своих больных после тщательного обследования. Речь ребёнка, в каждом случае, изучается, как единая неразрывная система, в которой все звенья тесно связаны друг с другом.
С помощью специальных тестов, познавательных игр, наводящих вопросов, таблиц, картинок, личной беседы с малышом дефектолог получает возможность выявить различные нарушения в психическом состоянии ребёнка, его интеллектуальный уровень, степень задержки речевого развития, восприятии окружающего мира.
После диагностики доктор подбирает соответствующий метод коррекции, разрабатывает план последовательности реабилитационных мероприятий.
Очень часто отставание в речевом развитии сопряжено с целым комплексом проблем, соответственно и лечение должно проходить с учётом всех закономерностей.
Врач-дефектолог для детей с задержкой речевого развития играет ключевую роль в жизни семей, сталкивающихся с этой проблемой. Родители часто отмечают, что именно специалист помогает не только в коррекции речевых навыков, но и в создании комфортной атмосферы для ребенка. Многие отмечают, что индивидуальный подход и внимание к особенностям каждого малыша способствуют значительному прогрессу.
Среди отзывов можно услышать, что занятия с дефектологом становятся не только полезными, но и увлекательными для детей. Родители ценят профессионализм врачей, их способность находить общий язык с детьми и использовать игровые методы обучения. Также часто упоминается важность совместной работы с родителями, что позволяет создать единый подход к развитию ребенка. В целом, положительные отзывы о работе врачей-дефектологов подтверждают их значимость в процессе преодоления речевых трудностей.
Какие методы лечения применяет врач дефектолог для устранения ЗРР
Прослушивание психоакустической музыки
Для детей с задержкой речевого развития дефектологи могут использовать следующие методы лечения:
- TLP. Это программа, разработанная для улучшения работы головного мозга. Её действие заключается в прослушивании психоакустической (изменённой) музыки, через специальные наушники, что обеспечивает активацию мозга, тем самым улучшает память, внимание, регулирует эмоциональный фон, способствует восстановлению речевых функций.
- Интайм. Прослушивание в наушниках специально написанной ритмичной музыки в комплексе с физическими упражнениями. Улучшает концентрацию, работоспособность.
- Fast ForWord. Специальная компьютерная программа, которая эффективно устраняет дефекты речи у детей. Улучшает память, скорость мышления, укрепляет связи нейронов в головном мозге, нормализует полноценное восприятие услышанной речи. Это серия игровых упражнений основанных на применении звуковых сигналов в цифровой модификации речи.
- Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
- Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.
Профилактика отставания в речевом развитии
Счастливая семья
Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.
Важно чтобы врач дефектолог пользовался доверием у малыша и вызывал интерес к занятиям.
Качество выполнения различных упражнений направленных на устранение недостатков речи в полной мере зависит от настроения ребёнка и его желания.
Родителям необходимо внимательно следить за развитием разговорной функции своего ребёнка, и стараться исправлять все допущенные ошибки в речи, проговаривая их правильно, ласковым тоном.
Также важно взрослым обращать внимание на собственное произношение. Любое косноязычие может послужить примером для подражания.
Нужно обеспечить малышу правильный режим дня, который не будет перегружать его нервную систему. Не стоит посещать слишком много дополнительных занятий, спортивных секций. Должен быть здоровый баланс между спортом, отдыхом и умственными нагрузками.
Следует понимать, что регулярное планирование дел придаёт уверенности и снижает уровень стресса.
Обстановка в доме, семье, где растёт ребёнок с ЗРР должна максимально располагать к снятию накопленной за день нагрузки и усталости.
Также важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.
Вопрос-ответ
В каком случае ребенку нужен дефектолог?
Как понять, когда ребенку нужен именно дефектолог? Помощь логопеда-дефектолога требуется, когда у ребенка есть следующие особенности психофизического развития: аутизм, синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра (РАС). С такими детьми особенно важно обращаться к дефектологу, причем как можно раньше.
Какой специалист запускает речь у детей?
При отсутствии других патологий обращаются к логопеду. Данный специалист проверит состояние речевой функции у ребенка. По необходимости у логопеда запуск речи осуществляется через сенсорные и другие занятия.
Кто запускает речь: дефектолог или логопед?
Логопед развивает речь, дикцию, навыки письма и чтения. Дефектолог помогает в развитии интеллекта, памяти и мышления.
С какими детьми работает дефектолог?
Дефектолог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно).
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к врачу дефектологу как можно раньше. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на успешное развитие речевых навыков у вашего ребенка.
СОВЕТ №2
Регулярно занимайтесь с ребенком дома. Используйте игры, песни и рифмовки для развития речи. Это поможет закрепить навыки, полученные на занятиях с дефектологом.
СОВЕТ №3
Создайте поддерживающую среду. Общайтесь с ребенком, задавайте вопросы и поощряйте его к разговору. Важно, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно, выражая свои мысли.
СОВЕТ №4
Следите за прогрессом и будьте терпеливы. Развитие речевых навыков может занять время, поэтому важно сохранять позитивный настрой и поддерживать ребенка в его усилиях.