Речевое развитие – важный показатель развития ребенка в целом. Эта сфера определяет социальный уровень достижений малыша, его интересов, знаний, умений и навыков. Речь ребенка раннего возраста – своеобразное явление, которое очень трудно объективно оценивать. Однако, отсутствие в раннем возрасте характерного лепетания, бормотания и радующего бабушек и дедушек «дай» без любых других признаков нарушений может свидетельствовать о возникновении такой патологии, как темповая задержка речевого развития.
Что такое задержка речевого развития
О проблемах речевого развития родители начинают задумываться в возрасте ребенка трех лет, когда необходимо отправляться в детский сад, а малыш не разговаривает. Несмотря на все рекомендации и советы участкового педиатра по поводу наблюдения за развитием ребенка, чаще всего момент, когда стоит задуматься об отставании в развитии речи, упускается.
Задержкой речевого развития (ЗРР) называют явление, когда у детей нет нарушений функционирования связочно-мышечного аппарата, однако активность речи характеризуется отставанием от сверстников.
Диагноз «задержка речевого развития у детей» устанавливается в возрасте до 3-х лет при отсутствии минимального словарного запаса. Заключение должно предоставляться при совместном решении комиссии из логопеда, психолога и детского невролога.
Влияние речевого развития на последующее установление ребенка как личности, на активность психических процессов позволяет говорить о комплексном нарушении – задержке психоречевого развития (ЗПРР).
Темповая задержка речевого развития у детей вызывает беспокойство у родителей, и мнение врачей по этому вопросу однозначно. Специалисты отмечают, что в первые три года жизни речевое развитие проходит важные этапы, и отклонения от нормы могут свидетельствовать о необходимости вмешательства. Если к 12 месяцам ребенок не произносит ни одного слова, а к двум годам не формирует простые фразы, это повод обратиться к логопеду. Врачи также подчеркивают, что важно учитывать не только количество слов, но и качество общения: если ребенок не реагирует на речь взрослых или не использует жесты, это может указывать на более серьезные проблемы. Раннее выявление и коррекция задержки речевого развития способствуют успешной социализации и обучению в будущем. Поэтому родителям стоит внимательно следить за речевыми навыками своих детей и не стесняться обращаться за помощью.
Варианты задержки развития речи
В зависимости от степени поражения речевого аппарата различают следующие виды отставания речевого развития у детей:
- Органический (биологический) связанный с поражением нервной ткани головного мозга. Чаще всего возникает вследствие перенесенной внутриутробной инфекции, частые заболевания, травмы, поствакцинальные осложнения.
- Сенсорный – появление данного варианта задержки речи связано с тугоухостью: ребенок не может говорить то, чего не слышит.
- Социально-педагогический (темповый) – самый простой вариант отставания. Замедление развитие возникает вследствие того, что у ребёнка не возникает потребности говорить.
Кроме того, выделяют дизартрию – нарушение формирования речи вследствие патологии аппарата артикуляции. Отсутствие очага возбуждения в головном мозге, снижение проведения импульса по нервно-мышечным соединениям приводят к недостаточному сокращению мышц голосовых связок и языка. Чаще всего патология возникает при детском церебральном параличе. Такие дети все слышат, понимают, пытаются сказать, однако слова получаются неразборчивыми.
Причины темповой задержки речевого развития
Отсутствие у ребенка мотивации к речи может быть обусловлено несколькими факторами:
- Недостаточное внимание родителей. Иными словами, у ребенка нет собеседника: взрослые не слушают и не понимают.
- Родительская гиперопека. Обратная сторона медали: в речи нет необходимости, когда все и так понимают, все дают, ни в чем не отказывают.
- Отсутствие примера. В современном мире шум от разговора людей отходит на задний план. Все чаще детьми «занимается» телевизор. Поэтому словарный запас такого ребенка не пополняется, он не понимает о чем идет речь и, если артикуляции сформированы, разговаривает исключительно фразами из мультика.
- Обстановка, где родители общаются на разных языках. Для малыша трудно изучить значения слов на одном языке, а если усложнять задачу с переводом на ещё один – возникает отставание.
Кроме того, психологический негативизм и обыкновенное «нежелание» разговаривать возникают вследствие излишних требований к ребёнку. Таких как повтори «агу-агу», скажи «мишка» и др.
Темповая задержка речевого развития вызывает много вопросов у родителей и специалистов. Многие родители замечают, что их дети не начинают говорить в ожидаемые сроки, и это вызывает беспокойство. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Однако, если к трём годам ребенок не произносит простые слова или не реагирует на обращения, стоит обратиться к логопеду. Специалисты советуют не паниковать, но и не игнорировать ситуацию. Раннее вмешательство может помочь избежать более серьезных проблем в будущем. Общение с ребенком, чтение книг и игры могут стимулировать развитие речи. Главное — поддерживать позитивный настрой и верить в успех.
Диагностика нарушения
Определить наличие темповой задержки речи можно с самого раннего возраста ребенка, полагаясь на основные периоды формирования речевого развития:
- Доречевой (2-8 месяцев): аномальное гуление, белькотание (повторение «па-па»), беззвучное кривляние и однозвучные возгласы.
- В возрасте 4-х месяцев отсутствует эмоциональная реакция на окружающие события: ребенок не смеется при виде игрушек, не плачет, когда мама уходит.
- 6 месяцев. Дети в этом периоде уже различают разницу в интонации сказанных фраз и пытаются повторить.
- В 1 год – при задержке речи отсутствует реакция на звук, зов мамы по имени.
- В возрасте 1,5 года – ребенок не произносит простейших слов, пытается повторять за другими (эхолалия).
- 2 года. В этом периоде дети уже пытаются составлять простые предложения, чаще всего из двух слов. Словарный запас ребенка без отставания формирования речи составляет 50-100 слов.
- В возрасте 3-х лет у малышей с ЗРР наблюдается нарушение произношения в такой степени, что даже родные не могут объяснить значения.
Приведенные признаки не являются ключевым моментом в постановке диагноза. Установить наличие задержки психоречевого развития у ребенка можно только по заключению трех специалистов в случае отсутствия органической патологии других органов и систем.
Эффективность ранней диагностики патологии обусловлена тем, что при значительном отставании речи ребенка в возрасте старше 4-х лет – позитивного результата от лечения достигают только 0,5% пациентов.
Дифференциальная диагностика задержки речевого развития
Нарушение формирования словарного запаса, речевой активности ребенка может возникать вследствие различных патологий. Для правильной постановки диагноза и подбора адекватного лечения необходимо определить генез нарушений.
Возможные причины ЗПРР представлены в таблице.
Заболевание |
Признаки |
Детский аутизм – заболевание неопределенного генеза, которое характеризуется дефицитом социальной активности и общения |
Резкое начало заболевания после периода нормального развития. Чаще всего в возрасте 2,5-3 года. Расстройство речевых навыков: повторение однотипных фраз, неправильное использование местоимений (до 6-летнего возраста могут называть себя в третьем лице). Манерность поведения. Нарушения сферы чувствительности (порог аномально повышен или снижен) |
Синдром Дауна – генетическое заболевание, обусловленное мутацией – трисомией по 21 паре хромосом |
Внешние признаки: косой разрез глаз, плоская переносица, широкий плоский язык, короткая шея. Врожденные патологии сердечно-сосудистой системы. Умственное отставание во всех сферах деятельности (медленное формирование навыков, речи, памяти и др.) |
Детский церебральный паралич – группа врожденных заболеваний, которая характеризуется нарушением движений, равновесия и положения тела |
В анамнезе – внутриутробная или перинатальная инфекция, родовая травма, заболевания матери во время беременности. Наличие нарушений интеллектуальной сферы. Формирование параличей и парезов (центрального спастического или периферического типа). Задержка речевого развития |
Для определения причины возникновения отставания речевого развития необходима консультация смежных специалистов. Например, сурдолога – для исключения патологии слухового анализатора, генетика – определить наследственность патологии.
Методы коррекции темповой задержки речи
Темповая задержка речи требует объединения нескольких вариантов лечения для достижения максимальной эффективности.
- Медикаментозное. Чаще всего применяются витамины и ноотропы (препараты, улучшающие деятельность нервной системы через воздействие на кровоснабжение головного мозга).
- Физиотерапия. Применяются методики магнитотерапии (доказано улучшение кровоснабжения мозговой ткани при воздействии слабого переменного магнитного поля) и электрорефлексотерапии (с помощью небольших электродов проводится электрическая стимуляция импульсами участков головного мозга, отвечающих за развитие речи).
- Альтернативные методы лечения: арт-терапия (рисование, лепка, вышивание), дельфино- и ипотерапия (проведения времени, общаясь с животными).
Важно! Назначение медикаментозных препаратов проводится исключительно врачом-неврологом
Кроме того, огромное значение имеют систематические занятия с логопедом и педагогом-корректологом для постановки правильной речи и установления должного уровня развития в соответствии с возрастом ребенка.
Лечение задержки речевого развития – сложная задача, которая во многом зависит от заинтересованности родителей и готовности уделять время на общение с ребенком. Однако ранняя диагностика и адекватное лечение позволяют детям до 6-летнего возраста полностью забыть о существовавшей проблеме.
Вопрос-ответ
Что значит темповая задержка речевого развития?
Темповая задержка речевого развития – это временная остановка развития речи у ребенка по сравнению со сверстниками. Если у него присутствует именно эта проблема, а не более серьезная логопедическая, он тоже начнет говорить, только чуть позже, чем ровесники.
Когда нужно бить тревогу при задержке речи?
На что обратить внимание? Бить тревогу нужно сразу же, как только вы замечаете следующие признаки ЗРР у ребенка: проблемы в доречевом периоде – малыш издает мало звуков, отсутствует детское гуление, звуки однотипные и редкие. У годовалого ребенка нет реакции на окружающие звуки и речь.
Когда следует начинать беспокоиться о задержке речевого развития?
Если вашему ребенку больше двух лет, вам следует обратиться к педиатру для осмотра и направления на логопедическое лечение и проверку слуха, если ребенок может только имитировать речь или действия, но не может самостоятельно произносить слова или фразы, произносит только определенные слова и только эти слова многократно, не может уловить простые.
Когда дети с ЗПРР начинают говорить?
ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз «задержка речевого развития» впервые выставляется детям младше 3–4 лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на возрастные нормы речевого развития. Важно знать, какие навыки и слова должны появляться у ребенка в определенные возрастные периоды. Если ваш ребенок значительно отстает от этих норм, это может быть поводом для беспокойства.
СОВЕТ №2
Регулярно общайтесь с ребенком и создавайте языковую среду. Чтение книг, пение песен и простые беседы помогут развивать речевые навыки. Чем больше ребенок будет слышать и использовать язык, тем быстрее он сможет развиваться.
СОВЕТ №3
Не стесняйтесь обращаться к специалистам. Если у вас есть сомнения относительно речевого развития вашего ребенка, проконсультируйтесь с логопедом или детским психологом. Раннее вмешательство может значительно улучшить ситуацию.
СОВЕТ №4
Следите за эмоциональным состоянием ребенка. Иногда задержка речевого развития может быть связана с психологическими факторами. Создайте комфортную и поддерживающую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и мог свободно выражать свои мысли.