Сердечно-сосудистые патологии занимают первое место среди причин смерти от неинфекционных заболеваний. Осложнения системного атеросклероза, гипертонической болезни, нарушений ритма сердца ведут к острым расстройствам мозгового кровообращения. Последствия внезапного кровоизлияния или остановки доставки питательных веществ и кислорода к тканям головного мозга включают стойкие изменения функций органов. Реабилитация таких больных должна проводиться в комплексе с логопедом, поскольку нарушение речи при инсульте усложняет восстановление человека как личности.
Инсульт: суть патологии, виды и причины нарушений
Инсульт (англ. «stroke» – удар) – неврологическая патология, которая характеризуется острым нарушением мозгового кровообращения.
Кровоснабжение структур центральной нервной системы производится преимущественно через систему внутренней сонной артерии и формированием сосудистого образования (Виллизиевого круга).
В зависимости от механизма развития нарушений различают два варианта патологии.
- Ишемический (от «ischaemia» – останавливать кровь) возникает вследствие острого снижения транспорта питательных веществ к нервной ткани. Отсутствие поставки кислорода и питательных веществ ведет к дегенерации функциональных единиц, атрофии нервной ткани и нарушению функций.
- Геморрагический (от «haemorhagia» – кровотечение). Патология характеризуется нарушением целостности сосудистой стенки с формированием внутричерепной гематомы.
Определенной причины, которая вызывает развитие инсульта у пациентов, не существует. Терапевты, неврологи и кардиологи разделяют группу предрасполагающих и пусковых условий.
- К факторам риска относится: возраст старше 50-и лет, мужской пол, сопутствующие заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, атеросклероз, неадекватное лечение сахарного диабета.
- Пусковые (тригерные факторы): черепно-мозговые травмы, транзиторные ишемические атаки (ТИА) и большие хирургические вмешательства на органах грудной и брюшной полости.
Кроме того, к предрасполагающим факторам относится отягощенный семейный анамнез (наличие инсульта у родственников), курение и стрессовая работа. Лечение всех форм нарушения мозгового кровообращения проводится в условиях стационара.
Врачи отмечают, что речевые нарушения после инсульта могут быть вызваны повреждением участков мозга, отвечающих за речь и язык. Это может проявляться в виде афазии, дизартрии или других расстройств, затрудняющих коммуникацию. Важно понимать, что степень и характер нарушений зависят от локализации и объема поврежденной ткани. Реабилитация играет ключевую роль в восстановлении речевых функций. Специалисты рекомендуют индивидуализированный подход, который включает занятия с логопедом, использование специальных упражнений и технологий. Также важна поддержка близких, которая способствует эмоциональному восстановлению пациента. Своевременная и комплексная реабилитация может значительно улучшить качество жизни и вернуть человека к полноценному общению.
Речевые расстройства после перенесенного инсульта
Последствием острого нарушения мозгового кровообращения является очаговая симптоматика в зависимости от зоны поражения. Характерные симптомы инсульта:
- Асимметрия мимических мышц, вызванный центральный параличом лицевого нерва.
- Односторонний паралич мышц – неспособность волевого сокращения и выполнения движений. В одном из ранних диагностических тестов больного просят поднять руку, или показать язык. Отсутствие движений при ясном сознании пациента и попытке выполнить просьбу свидетельствует о параличе.
- Анизокория – зрачки в обоих глазах разного диаметра.
- Несвязная или отсутствующая речь связана с нарушенной иннервацией артикуляционного аппарата. Нарушение речи после инсульта возникает вследствие поражения средней мозговой артерии доминантного полушария.
Важно! У большинства людей (правшей) речевой центр находится в левом полушарии, поэтому речевые расстройства возникают при левостороннем инсульте.
После перенесенного нарушения кровообращения в головном мозге повреждаются сенсорные (восприятие) и продуктивные (воспроизведения) формы письменной и устной речи.
В классификации расстройств письменной речи выделяют следующие варианты:
- Нарушение продуктивного синтеза – письма (дисграфия). Патология характеризуется нарушенным формированием пространственного образа символа, частыми аграмматизмами (ошибками) в написании элементарных слов. Наиболее тяжелая степень расстройства называется аграфией и характеризуется полной утратой навыков письма.
- Расстройство восприятия – чтения (дислексия). Данное нарушение характеризуется потерей способности узнавать буквы, соединять в слоги и слова при сохраненных интеллектуальных способностях и остроте зрения. Полная утрата навыков чтения – алексия.
Для устной речи варианты расстройств различаются, в зависимости от локализации пораженного участка и клинических проявлений нарушений кровообращения.
- Семантическо-структурные – характеризуются нарушением грамматического оформления речи с ошибками в употреблении фраз, согласовании частей сложного предложения.
- Изолированное фонематическое нарушение, которое связано с повреждением артикуляции при сохранении навыков структурного оформления речи.
Клиническая характеристика нарушений устной речи
Нарушения устной коммуникации является одним из наиболее травмирующих факторов для пациента, перенесшего инсульт. Выделяют два варианта нарушений:
- Дизартрия (от «dys»-расстройство, «art» – произношение) – патология, которая возникает вследствие повреждения иннервации артикуляционного аппарата. Характеризуется дисбалансом сокращения голосовых связок, языка и губ.
Клинические симптомы расстройства: нечеткая, непонятная окружающим речь, звукосмешения, искажения слов, отсутствие дифференциации звуков отдельных групп.
Лечение данной формы считается наиболее результативным.
- Афазия – расстройство, характеризующееся отсутствием речи у человека с нормальным слухом и интеллектом на фоне уже сформировавшихся навыков устного общения. Различают три варианта афазии: моторную, сенсорную и семантическую.
Моторная форма возникает из-за повреждения нижней части лобной доли доминантного полушария (центр Брока), которая отвечает за сокращение речевых мышц гортани, глотки и языка. Люди с такой патологией хорошо понимают устную речь окружающих, однако не способны выговаривать слова, фразы и даже отдельные звуки.
Сенсорная афазия характеризуется расстройством восприятия и понимания речи, возникает при повреждении верхней извилины височной доли (центр Вернике).
Искаженное понимание сложных структур, фраз, предложений наблюдается у больных с семантической афазией. Пациенты с нарушением не понимают ассоциаций, метафор, пространственно-временных отношений.
Кроме того, выделяют тотальную афазию – клиническую форму патологии, характеризующуюся расстройством воспроизведения и понимания устной речи.
Важно! Способ восстановления и выбор логопедической тактики определяется клиническим вариантом патологии.
После перенесенного инсульта многие люди сталкиваются с речевыми нарушениями, что становится серьезным испытанием как для них, так и для их близких. Причины этих нарушений могут быть разнообразными: повреждение участков мозга, отвечающих за речь, а также проблемы с координацией и моторикой. Люди часто говорят о том, как важно вовремя обратиться к специалистам, которые помогут диагностировать степень нарушения и разработать индивидуальную программу реабилитации.
Медики подчеркивают, что раннее вмешательство и регулярные занятия с логопедом могут значительно улучшить результаты. В процессе реабилитации важно не только восстанавливать речь, но и поддерживать эмоциональное состояние пациента. Многие отмечают, что занятия в группе, общение с другими людьми, пережившими подобное, способствуют не только восстановлению речевых навыков, но и укреплению уверенности в себе. В конечном итоге, поддержка семьи и профессионалов играет ключевую роль в успешной реабилитации.
Дополнительное воздействие инсульта на коммуникативные навыки
Устная речь – самое распространенное средство общение, которое подразумевает участие не только голосового аппарата, но и задействования других психических и физических функций. Острое нарушение кровообращение вызывает следующие изменения:
- Эмоциональное сопровождение речи. Вследствие диффузного поражения высших психических функций в людей после инсульта часто возникает неконтролированное изменение интонации во время разговора.
- Нарушения сенсорных систем. Перемежающиеся расстройства зрения и слуха утрудняют адекватное использование навыков устной и письменной речи.
- Нарушения памяти и концентрации внимания. Инсульт влияет на функционирование кратковременной памяти, поэтому частая утрата основной мысли разговора делают процесс общения длительным и малоинформативным.
Кроме того, перенесенное нарушение мозгового кровообращения влияет на психические сферы личности: эмоции, настроение и особенности характера, что также отражается на коммуникативных навыках пациента.
Лечение нарушений речи в период реабилитации
Вопрос о том, как восстановить функции органов и систем после инсульта, поднимается с первого дня появления симптомов. Однако непосредственно период реабилитационных мероприятий начинается с 14 суток после инсульта.
Реабилитация пациентов с речевыми расстройствами проводится с помощью следующих способов:
- Массаж. Применяется специализированный логопедический массаж (точечный или сегментарный), направленный на механическое раздражение активных точек, перенаправление импульсных потоков и расслабление спастических мышц. В некоторых случаях во время массажа применяются специальные инструменты (зонды) для непосредственного влияния на мышцы глотки и гортани.
- Медикаментозная терапия. Лечение с помощью фармакологических средств направлено на повышение стойкости нервной ткани к кислородному голоданию, ускорению формирования новых связей. Применяются препараты – производные тормозящих медиаторов (гамма-аминомасляная кислота – ГАМК): Пирацетам, Ноотропил.
- Развитие мелкой моторики с помощью упражнений с игрушками, шариками, попытками письма. Установлена связь между восстановлением функций мышц кисти и артикуляционного аппарата.
- Логопедические приемы – возобновление речевых навыков начинается с произношения простых звуков. На сеансах используются специальные статические и динамические упражнения для губ, языка и щек. Повышение тонуса мышц устраняет не только дефект речи, но и асимметрию лица.
Кроме того, лечение речевых нарушений проводится с помощью специальных скороговорок, которые стимулируют сокращение голосовых связок. Другим эффектом быстрого произношения является активация развития компенсаторных механизмов речи, формирование новых центров.
Возникающие вследствие инсульта дефекты серьезно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Чувство собственной неполноценности и необратимости процесса становится препятствием в проведении реабилитации. Применение психотерапии в комплексе мероприятий направлено на то, как восстановить речь больного с помощью желания возвращаться к нормальной жизни.
Важно! Эффективность терапии зависит от своевременности начала, комплексного подхода и оптимистического настроя пациента.
Вопрос-ответ
Почему нарушается речь после инсульта?
Потеря речи при инсульте связана с нарушением нейронных связей и питания нейронов с их последующим отмиранием, а также давлением гематомы на нервные ткани. Нарушение речи при инсульте может быть двух видов — дизартрия и афазия.
Какое нарушение речи связано с инсультами?
Афазия — это языковое расстройство, которое влияет на вашу способность общаться. Чаще всего оно вызвано инсультами в левом полушарии мозга, которое контролирует речь и язык. Люди с афазией могут испытывать трудности с общением в повседневной жизни дома, в обществе или на работе.
Как инсульт может повлиять на речь?
“Апраксия речи означает, что мозг испытывает трудности с планированием и координацией движений мышц лица, рта и голосового аппарата. Это может затруднить четкую речь. Это отличается от мышечной слабости (дизартрии).”
Какой тип инсульта приводит к потере речи?
Обычно к утрате речи приводит ишемический инсульт, реже — геморрагический (с кровоизлиянием).
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к логопеду как можно раньше. Специализированная помощь поможет вам разработать индивидуальную программу реабилитации, которая будет учитывать ваши особенности и потребности, что значительно ускорит процесс восстановления речевых навыков.
СОВЕТ №2
Практикуйте речь ежедневно. Регулярные занятия, такие как чтение вслух, повторение слов и фраз, а также участие в беседах с близкими, помогут улучшить артикуляцию и уверенность в своих речевых способностях.
СОВЕТ №3
Используйте технологии для поддержки реабилитации. Существуют приложения и программы, разработанные специально для людей с речевыми нарушениями, которые могут сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
СОВЕТ №4
Не забывайте о психологической поддержке. Эмоциональное состояние играет важную роль в процессе реабилитации. Общение с психологом или участие в группах поддержки поможет вам справиться с переживаниями и повысить мотивацию к восстановлению.