Дефекты речи (дислалия) – это разнообразные нарушения в произношении звуков, которые присутствуют у пациентов с нормальным слухом, интеллектом, иннервацией речевого аппарата.
Убрать данную патологию поможет врач логопед.
Родителям важно следить за всеми этапами развития своего ребенка, в том числе и за освоением разговорной функции (артикуляцией), так как оставленная без внимания якобы незначительная проблема может привести к более серьёзным последствиям в будущем.
Дефекты речи у взрослых наблюдаются значительно реже, чем у детей, однако также требуют коррекции. Неправильная, невнятная дикция является серьёзным препятствием для полноценного общения.
Характеристика дислалии
Нормально развивающиеся дети
В силу влияния различных негативных факторов на формирование разговорной способности ребёнка достаточно часто может наблюдаться развитие дефектов речи, которые выражаются в неправильном звукопроизношении.
Пациенты с дефектами речи имеют нормальный словарный запас, общаются связно, интеллектуальный уровень развития у них не нарушен, сама структура слова сохраняется.
Однако присутствуют нарушения в произношении определённой группы звуков, или всего лишь одной фонемы. Может наблюдаться искажённая замена звуков, на единицы, не существующие в языковой системе либо, например, по принципу звонкий – глухой, твёрдый – мягкий.
У детей, без недостатка речевой функции к пяти максимум к шести годам складывается правильное и чёткое произношение. Они в полном объёме управляют своей артикуляционной функцией, проговаривают без затруднений все сложные составляющие речи.
Врачи отмечают, что исправление дефектов речи у детей и взрослых требует комплексного подхода. Важно начать с диагностики, чтобы определить тип нарушения и его причины. Логопеды рекомендуют индивидуальные занятия, которые включают упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и дыхательных навыков. Для детей полезны игровые методы, которые делают процесс обучения увлекательным. Взрослым могут быть предложены специальные тренинги и занятия по коррекции произношения. Кроме того, врачи подчеркивают значимость регулярной практики и поддержки со стороны родителей и близких, что способствует более эффективному усвоению навыков. Важно помнить, что терпение и последовательность являются ключевыми факторами в процессе исправления речевых дефектов.
Классификация дефектов речи
Артикуляционный аппарат
В речевом аппарате человека состоят такие органы, как губы, язык, гортань, нёбо, зубы. Они активно участвуют в формировании звуков.
Лечение дислалии зависит от правильно поставленного диагноза в зависимости от выявленных причин, которые его провоцируют. Выделяют, такие основные виды дефектов речи, как:
Механические. Этот тип нарушения обусловлен аномалиями строения артикуляционного аппарата. Например, такими, как:
- Короткая подъязыковая связка (уздечка).
- Не соответствующий нормам размер языка.
- Патологический прикус.
- Неправильное строение губ и нёба.
- Нарушение целостности зубного ряда.
Коррекция механической дислалии находится в компетенции стоматолога-хирурга, челюстно-лицевого хирурга, ортодонта.
Функциональные. К данному типу нарушения относят физиологические и социальные проблемы, устранив их, процесс избавления от дефектов речи пройдёт гораздо легче и быстрее.
К дефектам речи функционального характера приводят следующие негативные влияния:
- Неблагоприятная окружающая обстановка, которая препятствует общему развитию ребёнка.
- Систематическое эмоциональное перенапряжение.
- Болезненность, ослабленное общее состояние.
- Запоздалый процесс развития речи.
- В силу различных факторов у ребёнка не смогли сформироваться образцы правильной артикуляции.
- Акустические проблемы.
Какие бывают дефекты речи в зависимости от их сложности можно посмотреть в таблице ниже.
Тип дислалии |
Характеристика |
Простой (мономорфный) |
Наблюдаются нарушения в произношении одной фонемы, либо однотипных по произношению звуков |
Сложный (полиморфный) |
Дефектная артикуляция может присутствовать в разноплановых звуковых группах |
Как исправить дефекты речи функционального характера знает врач логопед-дифектолог. Данная патология, как правило, легко поддается лечению, однако требует строгого соблюдения всех врачебных рекомендаций и помощи родителей.
Дислалия у взрослых
Взрослый человек с дефектами речи (74.ru)
Важно понимать, что от дефектов речи необходимо избавляться ещё в детстве.
Если данную проблему пустить на самотёк она может стать серьёзным препятствием для общения, развития в профессиональном и социальном плане.
Дефекты речи у взрослых не без труда поддаются коррекции, ведь их устранение будет основываться на борьбе с устаревшими привычками, появившимися ещё в детском возрасте.
Успешное лечение зависит от постановки верного диагноза, от точного выявления причин провоцирующих патологию.
Проблемы, развившиеся в силу психоневрологических факторов, требуют особого внимания и возможно, участия психотерапевта.
Важно! Окончательное исправление дефектов речи у взрослого после функционального восстановления артикуляции, длительное время (6-10 месяцев) будет заключаться в контроле, со стороны пациента, за работой своего речевого аппарата
Многие родители и специалисты отмечают, что исправление дефектов речи у детей требует терпения и систематического подхода. Важно начать работу с раннего возраста, когда речь только формируется. Педагоги и логопеды рекомендуют использовать игры и творческие задания, чтобы сделать процесс обучения увлекательным. Взрослые, сталкивающиеся с проблемами речи, часто говорят о необходимости индивидуального подхода и регулярных занятий. Они подчеркивают, что важно не только исправить дефекты, но и повысить уверенность в себе. Поддержка со стороны близких и профессионалов играет ключевую роль в этом процессе. Многие отмечают, что успех приходит постепенно, и важно не терять мотивацию.
Как исправить дефекты речи
Занятия с логопедом
Как успешно избавиться от дефектов речи, а также, получить максимально быстрый и стойкий результат, поможет разобраться врач логопед-дефектолог.
Лечение, как правило, проходит комплексно, при активном участии родителей, воспитателей, педагогов и психологов.
Применяются разнообразные логопедические упражнения, специальные индивидуально подобранные программы для коррекции речи.
Немаловажную роль в процессе развития речи играют родители, которые являются объектом подражания для малыша.
Неверное произношение слов с их стороны, становится основой неблагоприятного формирования речи у ребёнка, существенным препятствием для усвоения последовательности всех механизмов артикуляции.
Важно! Своевременное устранение речевой патологии является залогом полноценного общения – соответственно, неотъемлемой составляющей нормального уровня и качества жизни, психофизического здоровья человека.
Также, необходимо понимать, что самостоятельно дислалия не проходит. Исправление дефектов речи, без участия квалифицированного специалиста практически невозможно.
Вопрос-ответ
Можно ли исправить дефекты речи у взрослых?
Нарушение речи у взрослых. Обычно дефекты произношения заметны в детстве – если вовремя приступить к работе с логопедом, их можно полностью исправить. Но если упустить момент, то нарушение речи останется и может даже усилиться, ограничивая возможность социальной адаптации и коммуникации в языковой среде.
Какие основные пути исправления дефектов речи?
В зависимости от вида и тяжести конкретного нарушения исправление дефектов речи может включать в себя самые разные способы: медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство, психотерапия, коррекция голоса у фонопеда, физиотерапия, массаж, рефлексотерапия, лечебные ванны, использование тренажеров, применение.
Как решить проблему дефекта речи?
Большинство планов лечения включают дыхательные техники, стратегии релаксации, которые призваны помочь вам расслабить мышцы во время речи, контроль осанки и тип голосовых упражнений, называемых орально-моторными упражнениями.
Кто убирает дефекты речи?
Логопед занимается диагностикой и коррекцией нарушений речи.
Советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к логопеду. Профессиональная помощь может значительно ускорить процесс исправления дефектов речи. Логопед проведет диагностику и предложит индивидуальную программу занятий, которая будет учитывать особенности вашего ребенка или взрослого пациента.
СОВЕТ №2
Регулярно проводите упражнения для развития речи. Например, читайте вслух, повторяйте скороговорки и играйте в игры, которые требуют активного использования языка. Это поможет улучшить артикуляцию и фонематическое восприятие.
СОВЕТ №3
Создавайте языковую среду. Окружите ребенка или взрослого, нуждающегося в помощи, речевыми стимулами: читайте книги, обсуждайте прочитанное, смотрите развивающие программы. Чем больше человек будет слышать правильную речь, тем быстрее он сможет ее освоить.
СОВЕТ №4
Будьте терпеливыми и поддерживайте. Исправление дефектов речи требует времени и усилий. Поддерживайте своего ребенка или близкого человека, хвалите за успехи и не критикуйте за ошибки. Позитивная атмосфера способствует более эффективному обучению.