Стоматологическая клиника в Мурманске

Мурманск, ул. Папанина
ПН-ПТ 08:00-20:00 | СБ 08:00-15:00

Строение речевого аппарата, этиология и патогенез заикания

По данным мировой статистики, частота речевых нарушений у детей и подростков неуклонно растет. Около 6-9% школьников имеют голосовые проблемы, а хроническая охриплость достигает 38%. Кроме того, 3% из них страдают тяжелыми речевыми дефектами, такими как алалия, афазия, дизартрия, заикание и др. Представленные нарушения остаются актуальными, так как приводят к ухудшению успеваемости в школе, стойкой логофобии и социальной дезадаптации. Кроме того, появление вербальных дефектов служит сигналом о наличии органической патологии в организме. Этиология нарушений речи – информация, позволяющая изучить механизм, назначить правильное лечение и снизить количество речевых расстройств.

История этиологии речевых нарушений

Этиология (от греческого: этио – причина, логос – наука). Это наука, изучающая причины, из-за которых возникают заболевания организма. Представленное понятие относится к философскому, и включает в себя каузалгию и детерминизм. Первый термин характеризует этиологию, как изучение причинно-следственной связи, второй – описывает познание сущности и закономерности всеобщей причинности. Такое заключение сделал в своих работах советский физиолог И.В. Давыдовский: «Любая истина познается через причины, то есть казуальность и детерминизм».

Изучение причинности возникновения болезней, вместе с этиологией речевых нарушений началось еще в древние века. Древнегреческий целитель и философ Гиппократ рассматривал возникновение дефектов речи, как следствие поражения головного мозга. Кроме того, Аристотель в трехсотых годах до нашей эры находил причину вербальных расстройств в морфофункциональном расстройстве речевого аппарата.

В 1861 году благодаря французскому врачу Полю Брока произошло научное подтверждение предположений Гиппократа. Ученый установил, что задняя часть правой лобной извилины, отвечает исключительно за речевую функцию, ее воссоздание. В 1874 году, врачом Вернике была найдена зона мозга в задней височной извилине, отвечающая, как и область Брока за речевую функцию. Однако поле Вернике участвует не в воспроизведении, а усвоении и понимании устной и письменной речи.

В начале двадцатого столетия, отечественные ученые и врачи, усердно занялись изучением причин возникновения речевых нарушений. В 1922 году С.М. Доброгаев впервые классифицировал расстройство речи. Исходя из опыта и полученных результатов исследований, физиолог среди причин выделял:

  • Расстройства высшей нервной системы.
  • Структурные изменения аппарата артикуляции.
  • Дефицит родительского внимания в детстве.
  • Общие неврологические патологии организма.

Учение о причинах продолжает развиваться и является основой прогресса в медицине и других естественных науках.

Важно! Прежде чем назначать терапию, нужно определить причину расстройства. Этиология речевых нарушений играет существенную роль в постановке правильного диагноза и его эффективного лечения

Врачи отмечают, что строение речевого аппарата играет ключевую роль в формировании речевых навыков. Заикание, как сложное нарушение, может возникать из-за множества факторов. Этиология этого расстройства включает как генетическую предрасположенность, так и влияние окружающей среды. Патогенез заикания связан с нарушениями в нейрофизиологических процессах, отвечающих за координацию речевых движений. Специалисты подчеркивают, что заикание может проявляться в различных формах, и его проявления могут варьироваться от легких до тяжелых. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, чтобы подобрать наиболее эффективные методы лечения и коррекции. Комплексный подход, включающий логопедическую терапию и психологическую поддержку, может значительно улучшить качество жизни людей, страдающих от этого расстройства.

Зоны мозга, которые отвечают за речьЗоны мозга, которые отвечают за речь

Органы речи

Речевые дефекты возникают под действием патологических изменений в высшей (центральной нервной) системе или непосредственно в аппарате артикуляции. Поэтому причина проблем в общении может быть связана не только с мозговыми расстройствами в полях Брока и Вернике, но и на периферии в фонетических органах и структурах.

Звукопроизносительный механизм включает в себя различные структуры не похожие по строению и функции. Речевой аппарат в свою очередь делится на активный и пассивный компонент. Первый способен менять длину, ширину и форму, чтобы создать препятствия для прохождения воздуха и создания звуков. Пассивный компонент лишен этой возможности.

Активный компонент включает в себя:

  • Гортань. Орган состоит из комплекса хрящей (щитовидного, перстневидного и двух черпаловидных), а также двух пар мышечных складок. Верхние называются ложными, а нижние – истинными голосовыми связками. Описанные мышечные структуры, прикреплены к хрящам и за счет своих сокращений приводят в движение гортань, тем самым вызывая колебания и голос.
  • Глотка, которая имеет в своем составе мускульный аппарат, способна суживаться и расширятся и как следствие изменять звуковоспроизведение.
  • Язык – мышечный орган, который участвует в образовании отдельных звуков.
  • Губы – за счет смены формы создают различные артикуляционные элементы.
  • Мягкое небо и язычок, также способны видоизменяться, и относятся к активным органам звукообразования.

Пассивный речевой аппарат включает в себя зубы, твердое небо, носовую полость. Движение активных структур, при приближении или соприкосновении вызывает преграду для прохождения воздуха и создает источник шума. Носовая полость придает голосу носовой характер и служит для него резонатором.

Современный взгляд на этиологию речевых нарушений

В современной медицине, актуальной является этиологическая классификация по Хватцеву. Хватцев М.Е. – профессор, доктор педагогических наук, основоположник логопедии в бывшем СССР. В своих работах, Михаил Ефимович этиологию речевых дефектов разделяет на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние), отмечая их взаимосвязь между собой. Кроме того, Хватцев выделяет логопатии вследствие органического (структурного) поражения, а также функционального, социально-психологического, психоневрологического генеза.

Органические причины включают в себя патологию, нарушающую или изменяющую анатомическую структуру речевых центров высшей нервной деятельности, или артикуляционного аппарата. К таким примерам относятся внутриутробное поражение или пороки развития головного мозга, акушерская травма, расщелина твердого неба, заболевания органов слуха и т.д.

Речевой дефект функционального генеза, на примере Павлова, Хватцев объяснял, как нарушение взаимоотношения в тормозящей и возбуждающей системе организма. В таком случае, речь идет о неглубоком, обратимом процессе в корковом веществе головного мозга. Благоприятные условия восстанавливают пораженную область и приводят ее в норму. Кроме того, отечественный логопед отмечает зависимость структурной и функциональной патологии любой локализации. Психоневрологические причины вербальных нарушений – расстройства психических функций, памяти, концентрации внимания, например, олигофрения.

Социально-психологический генез нарушений речи описывает негативное воздействие внешних раздражителей. Факторы окружающей среды способны без органической патологии вызывать у человека логофобию, социальную дезадаптацию, и, как правило, проблемы в общении.

В целом, под этиологией речевых нарушений понимают воздействие совместно или порознь негативных внешних и внутренних факторов, которые придают специфическую картину заболеванию и не возникают при отсутствии их влияния.

Заикание — это сложное нарушение речи, которое вызывает интерес у специалистов и исследователей. Многие считают, что его причины могут быть как физиологическими, так и психологическими. Строение речевого аппарата, включая голосовые связки, язык и губы, играет ключевую роль в формировании речи. Патогенез заикания часто связывают с нарушениями в нейронных сетях, отвечающих за речевую функцию. Исследования показывают, что генетическая предрасположенность, стрессовые ситуации и ранние травмы могут способствовать развитию этого расстройства. Люди, страдающие заиканием, часто сталкиваются с социальной стигматизацией, что усугубляет их состояние. Важно понимать, что заикание — это не просто речевая проблема, а комплексное явление, требующее комплексного подхода к лечению и поддержке.

Мозг, Речевой аппарат и заиканиеМозг, Речевой аппарат и заикание

Эндогенные (внутренние) факторы

Эндогенные причины – это органическая патология различного генеза внутри организма, которая приводит к речевым нарушениям. Внутренние факторы условно можно разделить на дородовой и послеродовой периоды. К первому относятся:

  • Патология матери во время беременности. К этой категории принадлежат тяжелые ранние и поздние гестозы, соматические заболевания (почек, сердца, печени, легких). Описанные состояния нередко требуют медикаментозного лечения, которое, также может оказать тератогенное (негативное действие на плод) влияние.
  • Инфекционные процессы, особенно опасны в сроке беременности от 4 недель до 4 месяцев, когда происходит интенсивная закладка неровной трубки и всех органов. Заболевания матери в этом периоде нарушают миелиновую оболочку и грозят тяжелыми дефектами слуха, речи, движения. Также, затяжные инфекции в период беременности вызывают хроническую гипоксию плода, что в последствии приводит к замедлению психического развития ребенка.
  • Хромосомные мутации, которые сопровождаются стигмами дизэмбриогенеза, а именно: заячья губа, готическое, уплощенное небо, пороки развития верхней и нижней челюсти микро- и прогнатия. Такие факторы оказывают негативное влияние непосредственно на артикуляционный аппарат, тем самым вызывая проблемы в звуковоспроизведении.
  • Родовая травма, которая возникает из-за клинически или анатомически узкого таза, аномального предлежания, большого веса плода, слабости родовой деятельности. Приведенные состояния способствуют развитию травматизации во время рождения ребенка и органического поражения мозга.
  • Иммунологический конфликт матери и плода по резус-фактору или группе крови, вызывает у ребенка распад эритроцитов, вследствие чего освобождается непрямой билирубин. Это вещество в больших количествах вызывает ядерную желтуху с вовлечением в процесс головного мозга и нередко проявляется речевыми расстройствами в будущем.

Второй период описывает патологические состояния, полученные непосредственно человеком в процессе его жизнедеятельности. К нему относятся вирусные, бактериальные энцефалиты, менингиты, психические расстройства, при которых наблюдаются несоответствие процессов возбуждения и торможения организма нервной системой. Рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера, заболевания сосудистой системы (инсульт в зоны Брока, Вернике), также способны вызывать речевые нарушения.

Экзогенные (внешние) причины и критические периоды

Испуг у ребенка – один из факторов развития речевых нарушений ( poleznoe.ru)

Чтобы речь ребенка развивалась нормально, с ним следует много общаться и уделять большое количество времени и внимания. Основной причиной психической запущенности и недоразвития, являются низкие социально-бытовые условия жизни. При этом ребенок не получает достаточного эмоционального и речевого общения от родных, вследствие чего развивается синдром госпитализма. Впервые его описали в детских домах, когда при хороших бытовых условиях у детей отмечалась задержка речевого развития, так как воспитатели не могли предоставить такое количество внимания, как родители.

Психологические травмы (испуг, хронический стресс, потеря близкого), как и дефицит общения способны вызывать речевые нарушения в виде мутизма, заикания и т.д. Кроме того существуют случаи, когда ребенок подражал неправильной речи окружающих. Особенно часто это наблюдается в семьях, страдающих логоневрозом.

Кроме явных причин, существуют критические периоды, во время которых организм ребенка подвержен возникновению речевых нарушений.

  • Первый период (1-2 года) характеризуется становлением общительного поведения, в котором ребенок пополняет свой пассивный словарный запас. В этом возрасте ребенок активно использует до 10 простых слов. Также, в первом периоде происходит интенсивное развитие речевых центров, поэтому малейшие нарушения в нем, могут привести к серьезным последствиям.
  • Второй период (3 года) речевого развития называется критическим, так как происходит переход от простой речи к связной и фразовой. В этом возрасте на нервную систему оказывается повышенное влияние эндокринных органов. Дети отказываются говорить с родными, проявляют негативизм.
  • Третий критический период (6-7лет) наступает, когда происходит формирование письменной речи. Завышенные требования, эмоциональные перенапряжения в этом возрасте, могут вызывать нервные срывы с последующим развитием заикания.
Мозг, речевой аппарат и заикание v2Мозг, речевой аппарат и заикание v2

Патогенез нарушений речи

Благодаря прорывам в биологии, эмбриологии, появлению молекулярной химии, медицинской генетики, иммунологии, появилось больше возможностей для изучения этиологии, в частности речевых нарушений. Важно не только рассматривать причинность, но и патогенез каждого заболевания. Механизм развития всех речевых нарушений до конца не ясен. Известно то, что причиной возникновения клинической картины является действие этиологического фактора. Патогенез при этом зависит от силы, длительности и локализации и может представлять собой дефект высшей нервной деятельности, иннервации и речевого аппарата.

В первом случае, при адекватном развитии органов артикуляции, возникают речевые нарушения как следствие разрушения нервных синапсов, клеток в коре головного мозга (участки Брока, Вернике). При этом не происходит передачи импульса по нервному волокну из-за отсутствия возбуждения высших центров. Во втором случае, нарушена непосредственно импульсо-проводящая система (нервы), при нормальной работе артикуляционного аппарата и речевых центров. В третьем случае, вербальные нарушения возникают при анатомо-физиологическом нарушении органов артикуляции, которые не связаны с возбуждением и передачей импульса. Знания о механизмах развития патологии – важная составляющая современной медицины, которая позволяет создавать эффективные методы коррекции и профилактики речевых нарушений.

Вопрос-ответ

Каков патогенез заикания?

Вероятный патогенез заикания связан с перевозбуждением правого полушария головного мозга и межполушарными нарушениями ритмического компонента речи. При заикании возникает дезорганизация на уровне коры головного мозга. Из-за этого”усиливается” невербальный ритм речи, связанный с преобладанием работы правого полушария.

Что является главной психологической причиной возникновения заикания?

Главной причиной заикания у детей считается генетическая предрасположенность. Но нередко ему предшествует психологическая травма: испуг, нервная обстановка в семье, сильные умственные нагрузки, резкая перемена привычного уклада жизни.

Каковы причины заикания?

Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.

Как происходит процесс заикания?

В основе заикания лежат различные судороги мышц речевого аппарата. Они развиваются по причине аномальных импульсов, исходящих из двигательных речевых центров головного мозга. Причиной патологической работы этих отделов центральной нервной системы могут быть как структурные, так и функциональные нарушения.

Советы

СОВЕТ №1

Изучите анатомию речевого аппарата. Понимание строения органов речи, таких как гортань, язык и губы, поможет вам лучше осознать, как они функционируют при нормальном и нарушенном речевом процессе.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на факторы, способствующие заиканию. Изучите этиологию и патогенез этого расстройства, чтобы выявить возможные триггеры и предотвратить их влияние на вашу речь.

СОВЕТ №3

Практикуйте дыхательные упражнения и релаксацию. Эти методы могут помочь снизить уровень тревожности и улучшить контроль над речью, что особенно полезно для людей, страдающих заиканием.

СОВЕТ №4

Обратитесь к специалисту. Если вы или ваши близкие сталкиваетесь с заиканием, консультация логопеда или психотерапевта может оказать значительное влияние на процесс лечения и коррекции речи.

Ссылка на основную публикацию
Похожее