Становление речи – один из ключевых показателей развития человека. Умение выразить желания и эмоции посредством крика вырабатывается с первых месяцев жизни. При нормальном развитии к 3-м годам ребенок способен формулировать простые фразы и предложения. Однако нарушения со стороны речевого аппарата встречаются более чем в 7% случаев среди детского населения. Успех коррекции патологии зависит от своевременности диагностики. Наиболее благоприятным для лечения считается нарушение речи у детей дошкольного возраста, когда вероятность достигнуть желаемого результата составляет 80-100%.
Периоды речевого развития ребенка
Способность разговаривать – отличительная черта человека, приобретенная в процессе эволюции. Функция речи определяется второй сигнальной системой коры головного мозга и принадлежит к когнитивным способностям.
Физиологической почвой реализации устной речи является комплекс образований в головном мозге, нервные волокна и исполнительные органы. Координация сокращений голосовых связок гортани, движений височно-нижнечелюстного сустава, губ, языка и щек определяют четкое произношение и интонационную окраску детской речи.
Первые попытки разговора у малышей появляются на первом году жизни. В возрасте 2-4 месяцев ребенок преимущественно кричит (период младенческих криков), чтобы его накормили или обратили внимание. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно:
- Гуление – появление согласных звуков на фоне длительно звучащего гласного. Кроме того, в период с 4 до 6 месяцы, в речи ребенка появляются первые короткие восклицания, которые не несут четкой смысловой нагрузки.
- На 7-м месяце развивается преимущественно пассивная речь: ребенок понимает значение слов, с которыми к нему обращаются.
- 8-9-й месяц – период детского лепета. В этом возрасте появляются первые осмысленные короткие слова ребенка, образованные удвоением слогов «ма-ма», «па-па» и др.
- До 2-х лет формируются первые простые предложения, к концу года – первые вопросы. В этот период дети пытаются активно удовлетворить потребность в общении.
- От 2-х до 3-х лет – критический период в детском развитии, который сопровождается преимущественным увеличением пассивного словарного запаса (до 400 слов). Речь начинает обретать четкость и понятность для окружающих.
- В дошкольном периоде (3-5 лет) ребенок посещает детский сад и другие коллективы, увеличивает активный словарный запас, учится грамотному оформлению речи.
Формирование речевых навыков в каждом ребенке происходит индивидуально, с учетом генетической предрасположенности и воспитания. Мальчики немного отстают в развитии от девочек (на 1-2 месяца). Однако наличие серьезных отклонений от этапов становления речи свидетельствует о формировании патологии, которая требует специального лечения.
Врачи отмечают, что расстройства речи у детей дошкольного возраста могут иметь разнообразные причины. Одной из основных является недостаточная языковая стимуляция в раннем детстве, когда ребенок не получает достаточного количества общения и новых слов. Также к факторам риска относятся генетическая предрасположенность, нарушения слуха и различные неврологические расстройства.
Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и вмешательства. Чем раньше родители обратятся к логопеду или детскому неврологу, тем больше шансов на успешное лечение. Врачи рекомендуют комплексный подход, включающий индивидуальные занятия с логопедом, игровые методы и активное вовлечение родителей в процесс обучения. Эффективное лечение может значительно улучшить речевые навыки ребенка и способствовать его социальной адаптации.
Клинические варианты нарушений устной речи
Нормальное развитие речи зависит от физиологической состоятельности органов голосообразования и нервных центров. Кроме того, воспитательные моменты, атмосфера в семье и речь окружающих влияют на своевременное появление первых слов и фраз.
В таблице представлены виды речевых нарушений в зависимости от уровня и степени поражения аппарата.
Тип нарушения устрой речи |
Клинические варианты |
Фонетико-фонематические расстройства, вызванные нарушением голосообразования, темпа и ритма речи |
|
Структурно-семантические расстройства, вызванные эндогенными (внутренними) факторами развития речи |
|
Важно! Установление диагноза и варианта речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится во время профилактических осмотров педиатром и неврологом до момента попадания в коллектив сада и школы
Патологии письменной речи детей дошкольного возраста
Расстройство экспрессивной речи подразумевает не только устную, но и письменную составляющую. Различают следующие варианты нарушений:
- Дислексия – нарушение восприятия (чтения). Нервный центр представлен в нижней части теменной доли одного из полушарий головного мозга. Патология характеризуется утрудненным узнаванием букв, слиянием в слоги и слова. Дети с нарушением не правильно воспроизводят звуковую форму слов, не понимают значения написанного.
- Дисграфия – нарушение моторной составляющей (письма). Расстройство возникает вследствие поражения нижней части прецентральной извилины доминантного полушария. Во время написания слов дети пропускают буквы, искажают слова, структуру фраз и предложений.
Важно! Данные патологии возникают при сохраненной мышечной силе рук. Характерная особенность: такие дети умеют списывать
Тяжелые клинические варианты, для которых характерно полное отсутствие восприятия и воспроизведения письменной речи, соответственно – алексия и аграфия. Чаще всего речевые расстройства возникают одновременно с неврологической симптоматикой.
Расстройства речи у детей дошкольного возраста вызывают беспокойство у родителей и педагогов. Многие специалисты отмечают, что основными причинами таких нарушений могут быть как генетические факторы, так и неблагоприятные условия окружающей среды. Например, недостаток общения, стрессовые ситуации или даже неправильное воспитание могут негативно сказаться на речевом развитии ребенка.
Лечение расстройств речи требует комплексного подхода. Важно вовремя обратиться к логопеду, который проведет диагностику и разработает индивидуальную программу коррекции. Занятия могут включать игры, упражнения на развитие фонематического слуха и артикуляционной моторики. Родители также играют ключевую роль, создавая благоприятную атмосферу для общения и стимулируя речевую активность ребенка в повседневной жизни. Поддержка и терпение помогут детям преодолеть трудности и развить уверенность в своих речевых способностях.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
Психолого-педагогическая классификация по Левиной рассматривает расстройства речи в структуре общего развития детского организма. В зависимости от степени поражения компонентов речи, различают:
- Нарушения средств общения. Подразумевает нарушение формирования лексического, грамматического и фонематического компонента речи. Представлены фонетико-фонематическим нарушением (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР).
Изолированное поражение фонетико-фонематического аппарата характеризуется нарушением звукопроизношения у дошкольников устной формы речи. Дети допускают ошибки (пропускают или меняют звуки) в произношении отдельных фонем или целых слов, тяжело обучаются письму и чтению
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста – диагноз, который устанавливается при поражении всех компонентов устной речи при сохраненном интеллектуальном развитии. По степени тяжести выраженных симптомов разделяют четыре уровня патологии. У дошкольника с ОНР не сформирован достаточный словарный запас, чтобы выражать мысли и эмоции, уровень развития речи соответствует возрасту лепета и псевдослов.
Кроме того, различают вариант темповой задержки речевого развития (ТЗРР), которая характеризуется замедленным формированием речевых навыков.
- Расстройства применения средств общения подразумевают изолированное поражение произношения. Патологии данной группы включают заикание и не судорожные нарушения речи.
К последним относится речевой мутизм (активный и пассивный) – отсутствие речи вследствие психических нарушений.
Педагогическая характеристика расстройства речи используется для определения учебного заведения и выбора адекватной коррекции нарушений.
Совет врача. Дети с нормальным слухом и интеллектом и стойкими тяжелыми нарушениями речи (ТНР) получают образование в специализированных школах с адаптированными программами
Причины возникновения расстройств речи
Нарушения речи возникают при повреждении структур речевого аппарата на любом из уровней. В зависимости от воздействующего фактора различают следующие причины речевых расстройств:
- Внутриутробная инфекция, которая передалась от матери через плацентарный кровоток. Проникновение возбудителей кори, краснухи, токсоплазмоза и герпеса в организме плода характеризуется очаговым токсическим поражением структур головного мозга.
- Применение фетотоксических (от «fetus» – плод) препаратов во время беременности, в том числе антибиотиков, проникающих через плацентарный барьер.
- Острая или хроническая гипоксия плода, вызванная патологией матери (особенности образа жизни, вредные привычки, заболевания сердечно-сосудистой или дыхательной системы). Структуры нервной ткани чувствительны к изменению концентрации кислорода в крови, поэтому даже слабовыраженная или недлительная гипоксия ведет к нарушению развития отдельных центров.
- Травма во время родов, связанная со сдавливанием головы или шеи плода. Механическое воздействие вызвано нескоординированными сокращениями мышц тазовой диафрагмы матери или грубым использованием акушерских щипцов.
- Травматические повреждения. Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) с последующим сдавливанием вещества головного мозга, кровоизлияниями. Травмы лицевого черепа (неба, носовой перегородки), которые препятствуют развитию нормальной артикуляции.
- Перенесенные инфекционные заболевания: ветрянка, корь, тяжелые формы гриппа, внутренний отит и др. Патологии характеризуются непосредственным воздействием на структуры головного мозга или внутреннего уха (расстройство экспрессивной речи формируется вследствие сниженного слуха или глухоты).
- Патологии дыхательной системы. Снижение функциональной емкости легких, тонуса и силы дыхательных мышц сопровождается нарушением движения воздушного потока через голосовую щель. Коррекция с помощью специальной гимнастики направлена на формирование речевого дыхания.
Кроме того, выделяют психолого-социальный компонент развития речи. Возникновению нарушений способствуют чрезмерные требования родителей, психологические травмы (стихийные катастрофы, смерть близких), сильный испуг, наличие патологии в окружении.
Методы диагностики речевых нарушений
Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста проводится с целью определения травмирующего фактора и выбора способа коррекции. Для постановки точного диагноза необходимо проведение следующих исследований и консультаций:
- Детский невролог проводит подробный осмотр, оценивает выраженность сухожильных рефлексов, силу и тонус мышц, наличие общемозговых или очаговых симптомов поражения нервной системы у ребёнка. Верификация (подтверждение) диагноза проводится с помощью ультразвуковых или лучевых методов визуализации (магнитно-резонансной или компьютерной томографии).
- Оториноларинголог (ЛОР-врач) проводит обследование с целью диагностики нарушений слуха, искривления носовой перегородки, патологий околоносовых пазух, глотки и гортани.
- Детский психолог во время беседы (индивидуальной с ребенком, или вместе с родителями) определяет нарушения психоэмоционального состояния малыша и атмосферы в семье, уровень интеллектуального развития. Использование дополнительных методик (игр, рисунков и др.) выявляет причину психологического блока речи.
С целью исключения инфекционных заболеваний используются лабораторные исследования крови или спинномозговой жидкости.
Способы коррекции расстройств речи
Речевые нарушения необходимо диагностировать в раннем возрасте, поскольку эффективность лечения напрямую зависит от степени выраженности симптомов и формирования стойких патологических навыков (гнусавости, заикания и др.).
Коррекция нарушений проводится с помощью следующих методов:
- Занятия с логопедом, которые направлены на постановку правильной артикуляции с помощью специальных упражнений для губ, языка, щек, и мышц неба.
- Точечный или сегментарный массаж, проводится сертифицированным массажистом или логопедом. С помощью активации биологических точек на шее или верхней части спины расслабляются мышцы гортани, выравнивается дыхание.
- Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на формирование правильного речевого дыхания у дошкольников. Особенностью наиболее применяемой методики по Стрельниковой является выполнение движения на вдохе, которые увеличивают функциональную емкость легких и повышают мышечный тонус.
- Психотерапия с использованием нетрадиционных вариантов (ароматерапии, арт-терапии). При помощи игры с детьми врач или родители способствуют формированию доверительных отношений и отстраняют малыша от эмоционального давления.
Расстройство экспрессивной речи (письменной или устной) требует комплексного подхода к лечению. Необходимо придерживаться принципов систематичности и последовательности действий, чтобы способствовать нормальному развитию малыша.
Вопрос-ответ
Какое неврологическое расстройство влияет на речь?
Дизартрия часто вызывает невнятную или замедленную речь, которую трудно понять. К распространенным причинам дизартрии относятся состояния, влияющие на нервную систему или вызывающие паралич лицевого нерва. Эти состояния могут вызывать слабость мышц языка или горла. Некоторые лекарства также могут вызывать дизартрию.
Какие нарушения речи встречаются у дошкольников?
У дошкольников могут встречаться различные нарушения речи, включая задержку речевого развития, дизартрию (нарушение произношения из-за проблем с мышцами, отвечающими за речь), алалию (отсутствие или недостаточное развитие речи), фонетические и фонематические нарушения (ошибки в звуках и их восприятии), а также заикание. Эти нарушения могут проявляться в трудностях с артикуляцией, построением предложений, пониманием речи и общением с окружающими.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на ранние признаки расстройств речи. Если ваш ребенок не начинает говорить к 2 годам или его речь не становится более понятной к 3 годам, это может быть сигналом о необходимости обратиться к специалисту. Чем раньше вы начнете вмешательство, тем лучше будут результаты.
СОВЕТ №2
Создайте языковую среду, способствующую развитию речи. Читайте ребенку книги, рассказывайте истории, задавайте вопросы и поощряйте его отвечать. Игры с рифмами и песенки также могут помочь улучшить фонематическое восприятие и речевые навыки.
СОВЕТ №3
Регулярно общайтесь с логопедом. Профессиональная помощь может быть необходима для диагностики и коррекции речевых нарушений. Логопед сможет разработать индивидуальную программу занятий, которая будет учитывать особенности вашего ребенка.
СОВЕТ №4
Будьте терпеливы и поддерживайте своего ребенка. Развитие речи — это процесс, который требует времени. Хвалите его за успехи, даже если они небольшие, и создавайте комфортную атмосферу для общения, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно.