Стоматологическая клиника в Мурманске

Мурманск, ул. Папанина
ПН-ПТ 08:00-20:00 | СБ 08:00-15:00

Нарушения речи при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации. У трети детей с ДЦП страдает уровень интеллекта, а у 80% наблюдаются нарушения речи. Характеристика речевых нарушений при ДЦП и степень их выраженности зависят от участка и тяжести поражения головного мозга. В дальнейшем первичные нарушения ведут к замедлению формирования коры, которая берет непосредственное участие в речи ребенка.

Причины и формы ДЦП

Учеными доказано влияние большого количества факторов на возникновение детского церебрального паралича. Их действие припадает как на саму беременность, так и на процесс родов и неонатальный период жизни ребенка (первый месяц). Эта патология возникает у двух детей из тысячи, но чаще у мальчиков. В группу риска попадают дети, рожденные преждевременно. Повреждения при ДЦП возникают в разных участках головного мозга: коре, подкорке, капсулах или стволе. Этому способствуют такие причины:

  • хронически сниженное поступление кислорода к плоду (дистресс-синдром плода);
  • аномалии развития головного мозга;
  • резус или групповой конфликт между кровью матери и плода с развитием желтухи;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции плода, чаще вирусные (герпес, краснуха, токсоплазмоз и другие);
  • тяжелые инфекции, возникающие у ребенка уже после рождения;
  • влияние на головной мозг токсических веществ (тяжелые металлы, такие как ртуть и свинец, медицинские препараты);
  • генетические факторы;
  • множественные плоды (двойня, тройня).

Важно! Обследования во время беременности с целью устранения причинных факторов – основной метод профилактики ДЦП.  

В зависимости от того, какой участок мозга поражается, и какая возникает симптоматика, различают несколько форм детского церебрального паралича.

Форма

Особенности

Спастическая тетраплегия

Одна из тяжелейших форм ДЦП. Характерен паралич (полное отсутствие движений) или парез (снижение силы) всех четырех конечностей, псевдобульбарный синдром (нарушение речи и глотания), сниженный интеллект и зрение.

Спастическая диплегия

Самая распространённая форма ДЦП. В большей степени поражаются мышцы ног. Псевдобульбарный синдром, нарушение зрения и речи тоже присутствуют. Интеллект снижен умеренно

Гемиплегическая форма

Поражена одна половина тела, рука страдает сильнее, чем нога.  Возможно наличие задержки в психическом и речевом развитии.

Дискинетическая форма

В клинической картине преобладают гиперкинезы (внезапные ошибочные движения в определенных группах мышц), нарушение речи, слуха, зрения. Интеллект зачастую не нарушен

Атаксическая форма

Характеризуется нарушением координации движений, дрожанием (тремором), нарушением речи, патологически сниженным мышечным тонусом. Задержка интеллекта в редких случаях

Смешанные

Объединяет симптомы нескольких форм ДЦП

Неуточненная форма

Симптомы не укладываются ни в одну из форм

Каждой из этих форм свойственен свой уровень социальной адаптации. И он тем выше, чем менее выражены спастические парезы и параличи, и чем развитее интеллект ребенка.

Врачи отмечают, что нарушения речи при детском церебральном параличе являются одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются дети и их семьи. Эти нарушения могут проявляться в различных формах, включая затруднения в артикуляции, недостаток словарного запаса и проблемы с пониманием речи. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и комплексного подхода к лечению, который может включать логопедическую терапию, занятия с психологом и использование вспомогательных технологий. Врачи также акцентируют внимание на необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, так как степень и характер нарушений могут значительно варьироваться. Своевременная поддержка и внимание со стороны родителей и специалистов могут существенно улучшить качество жизни детей с церебральным параличом и помочь им развить коммуникативные навыки.

https://youtube.com/watch?v=YEQJ79QKEpU

Речевые нарушения при ДЦП

 У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков. Часто родители таких детей совершают ошибку в воспитании – делают большинство вещей вместо ребенка. Это не дает ему самостоятельно приобретать различные умения, которые в дальнейшем помогут ему социально адаптироваться. Речевые нарушения напрямую связаны с двигательными. В связи с патологическими рефлексами и нарушением артикуляции, даже при сохраненном интеллекте говорить таким детям труднее, чем здоровым.

Нарушения речи при ДЦП проявляется чаще в таких формах:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • анартрия;
  • другие (заикание, мутизм).

Часто задержка речевого развития сочетается с отставанием в психической сфере. У ребенка с психическими нарушениями ухудшается поступление и обработка полученной из внешней среды информации. Это способствует развитию дефицита знаний и дальнейшим прогрессирующим расстройством речи.

Клиника речевых нарушений

Ребенок с детским церебральным параличом (www.u-mama.ru)

У детей, страдающих на ДЦП, значительно повышен тонус мышц, что ведет к нарушению звуковоспроизведения. Кроме этого, часто наблюдается слабость речевой мускулатуры, которая также отвечает за дыхание. Оно становится частым и поверхностным. У таких детей речь невнятна, одни звуки заменяются другими, близкими по звучанию. Дети говорят медленно, им трудно формировать предложения, воспринимать на слух обращенную речь. Словарный запас зачастую очень беден и не соответствует возрасту, особенно если с ребенком мало занимались.

Ранние признаки нарушений речи заметны у детей с первого года жизни: они позднее сверстников начинают «агукать», повторять слоги, долго не говорят или совсем не начинают это делать. Такая тенденция без вмешательства сохраняется и в дальнейшем, перерастая в более серьезные дефекты.

Дизартрия – это нарушение речи, возникающее в связи с неправильной иннервацией мышц, которые берут участие в образовании звуков. Понимание речи при этом не нарушено, страдает сама возможность говорить.

Алалия может быть моторной и сенсорной. При моторной алалии поражаются все аспекты речи, а при сенсорной искажено понимание обращенных слов.

Дислексия и дисграфия – невозможность читать и писать. Это нарушение проявляется уже в старшем возрасте как следствие неправильного понимания и воспроизведения устной речи.

Анартрия – полное отсутствие речевых навыков. Это самая тяжелая форма нарушений речи у детей с ДЦП.

Нарушения речи при детском церебральном параличе — это одна из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются дети и их семьи. Многие родители отмечают, что трудности в коммуникации могут значительно повлиять на социальное взаимодействие и эмоциональное развитие ребенка. Специалисты подчеркивают важность ранней диагностики и комплексного подхода к реабилитации. Логопеды и нейропсихологи работают над развитием речевых навыков, используя индивидуальные программы, которые учитывают особенности каждого ребенка. Родители также играют ключевую роль, создавая поддерживающую среду и поощряя любые попытки общения. Несмотря на сложности, многие дети с церебральным параличом достигают значительных успехов в развитии речи, что вдохновляет семьи и специалистов продолжать работу в этом направлении.

https://youtube.com/watch?v=lULfvAPfClQ

Коррекция нарушений речи при ДЦП

Работа логопеда с ребенком (www.reacenter.ru)

Подход к лечению нарушений речи при детском церебральном параличе требует комплексной работы со стороны логопеда-дефектолога, невролога и психолога. Желательно начать занятия как можно раньше, так как нервная система малыша более гибкая, чем, например, подростка.

Совет врача. Обращение к логопеду в возрасте до пяти лет увеличит шансы на успешную социальную адаптацию ребенка.

Главную роль в коррекции речи играет работа с логопедом. Методика лечения во многих случаях подбирается индивидуально и напрямую зависит от степени нарушений, уровня интеллекта, участка, на котором поражена центральная нервная система. Врач работает в таких основных направлениях:

  • логопедическая гимнастика, направленная на нормализацию работы артикуляционного аппарата;
  • логопедический массаж, помогающий активизировать речевые центры;
  • создание у пациента желания разговаривать;
  • расширение словарного запаса, как активного, так и пассивного;
  • освоение элементарных грамматических критериев;
  • коррекция звуковоспроизведения;
  • активизация внимания ребенка.

При роботе над постановкой речи важно правильное дыхание. Улучшают его с помощью простых приемов: надувание воздушных шаров, передвижение легких предметов (бумажек, ватных шариков) потоком воздуха. Хорошие результаты при коррекции речи показывает чтение вслух всевозможных сказок и стихов. Звукопроизношение тренируют путем подражания разным звукам, изолированного повторения каждого из них. Лечение проходит в форме игры, в которую обязательно залучаются родители ребенка. Сложно переоценить роль мамы и папы, которая состоит также в формировании у малыша навыков общения, развитии у него творческих способностей. Робота над коррекцией речи должна быть поэтапной и ежедневной, только тогда она даст видимые результаты. Помогите ребенку понять, что его болезнь – не приговор, и он обязательно найдет себя.

В комплексе нарушений при ДЦП дефекты речи занимают важное место. Дети часто страдают от невозможности общаться со сверстниками, учится в школе, реализовать себя в жизни. Ошибки в лечении и воспитании ребенка с ДЦП ведут к отставанию в приобретении навыков, в том числе и речевых. Поэтому важно сформировать у малыша потребность говорить, выражать свои нужды с помощью языка. Умение словами выражать свои мысли и чувства делает человека частью общества. При некоторых формах ДЦП возможна нормализация речи до уровня, позволяющего нормально общаться. Работа коллектива из врачей и родителей поможет ребенку достигнуть максимально возможной адаптации в окружающей среде и минимально травмировать хрупкую детскую психику.

Вопрос-ответ

https://youtube.com/watch?v=Dd29pyvctvc

Как детский церебральный паралич влияет на речь?

Детский церебральный паралич часто поражает языковые центры мозга, которые контролируют речь. В легких случаях детского церебрального паралича у ребенка могут возникнуть трудности с использованием правильных слов, но в более тяжелых случаях способность ребенка к устному выражению своих мыслей может быть серьезно затруднена.

Какое нарушение моторики речи связано с церебральным параличом?

Дизартрия часто встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и приводит к плохой разборчивости речи и, как следствие, к низкому уровню коммуникативного участия.

Какое нарушение зрения наблюдается у детей с церебральным параличом?

У большинства детей наблюдалось снижение остроты зрения (63,6%), нарушение реакции зрачков на конвергенцию (74,5%), нарушение рефракции (43,6%), рефракционное косоглазие (70,9%), мелкоразмашистый горизонтальный нистагм (27,3%), сужение границ полей зрения (34,5%), офтальмопарез (14,5%).

Что характерно для нарушения познавательной деятельности при детском церебральном параличе?

У детей с ДЦП нередко наблюдаются проблемы с восприятием информации. Зрительное восприятие обычно нарушено из-за проблем с движением глаз и координацией, что затрудняет чтение и распознавание объектов. Слуховое восприятие также может страдать. Это усложняет понимание устной речи и восприятие звуковых сигналов.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к логопеду как можно раньше. Специалист поможет разработать индивидуальную программу коррекции речи, что значительно улучшит коммуникацию вашего ребенка и его общее развитие.

СОВЕТ №2

Создайте поддерживающую языковую среду. Читайте ребенку книги, разговаривайте с ним, используйте игры, которые способствуют развитию речи. Это поможет ему лучше усваивать язык и развивать навыки общения.

СОВЕТ №3

Используйте альтернативные методы общения. Если ваш ребенок испытывает трудности с речью, рассмотрите возможность использования жестов, карточек с изображениями или технологий для общения, чтобы облегчить его взаимодействие с окружающими.

СОВЕТ №4

Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка. Процесс развития речи может занять время, и важно сохранять позитивный настрой, поощрять его успехи и не акцентировать внимание на трудностях.

Ссылка на основную публикацию
Похожее