В повседневной жизни большинство людей редко обращает внимание на свою речь. Произношение слов для них так же естественно, как дыхание или ходьба. Существуют люди, которые испытывают трудности во время общения. Им тяжело донести свое сообщение собеседнику. Речь таких людей слишком быстрая или медленная. В обоих случаях, понять смысл составляет трудность. Нарушение темпа речи – серьезная проблема, которая мешает адаптации человека в обществе.
Виды нарушений темпа речи
Человеку свойственно замедляться и ускоряться при нормальном общении с людьми. Темп речи, ее плавность и четкость регулирует кора головного мозга. В ней постоянно происходят процессы возбуждения и торможения. Это влияет на работу речевых центров. Последние посылают импульсы к соответствующим мышцам, которые отвечают за формирование звука. Нарушение ритма и темпа речи имеет такие клинические формы:
- Быстрое произношение (тахилалия) – патологическое состояние, при котором наблюдается ускоренная артикуляция. Такая речь для окружающих кажется стремительной и напористой. В частых случаях человек делает необоснованные паузы, перекручивает слоги или слова. Бурный поток звуков произносится до полного выдоха. Часто это сопровождается характерными движениями рук, ног или всего тела.
- Медленный темп речи (брадилалия) – описывается протягиванием гласных букв. При этой патологии в головном мозге преобладают процессы торможения. Люди, как правило, вялые, нерасторопные, имеют плохую память и сниженное внимание. Медленная речь вызывает раздражение у большинства собеседников. По этой причине лица, имеющие проблему, часто замыкаются в себе и стараются меньше разговаривать.
- Спотыкание (полтерн) – перебой в работе речевых центров, при котором возникает повторение элементов артикуляции. Как правило, страх перед выступлением отсутствует. В работе дыхательных мышц отсутствует судорожный элемент.
- Заикание (логоневроз) – особый вид нарушений речи. Он возникает в большинстве случаев в детстве. Ребенок, переживший сильное эмоциональное потрясение, начинает заикаться. Почва для возникновения патологии – недостаточно развитая нервная система. Логоневроз сопровождается непроизвольным сокращением диафрагмы, мышц гортани, губ и языка.
При всех видах нарушений темпо ритмической организации речи пациенты испытывают дискомфорт и чувство собственной неполноценности.
Нарушение темпа речи является важной проблемой, с которой сталкиваются многие пациенты. Врачи отмечают, что такие расстройства могут проявляться в виде заикания, слишком быстрой или медленной речи, что негативно сказывается на коммуникации и социальной адаптации. Специалисты подчеркивают, что причины этих нарушений могут быть как физиологическими, так и психологическими. Например, стресс и тревога часто усугубляют ситуацию, в то время как неврологические заболевания могут быть основным фактором. Врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, включающий логопедическую терапию, психологическую поддержку и, при необходимости, медикаментозное лечение. Раннее выявление и вмешательство могут значительно улучшить качество жизни пациентов и помочь им лучше адаптироваться в обществе.
Клинические симптомы и причины нарушения произношения
Брадилалия часто сопровождается медленным чтением, написанием, монотонностью голоса. Ребенок делает длинные паузы между словами и звуками. Фонетические элементы создаются правильно, но замещают один другого медленнее, чем обычно. Голос однотипный, теряет эмоциональный окрас, иногда имеет носовой оттенок. Преобладание процессов торможения влечет за собой нарушение общей моторики. Движения хаотичные, неполные, вялые, с малой амплитудой. Лицо маскообразное. Переключение внимания между предметами медленное. Дети не способны выполнять инструкцию с первого раза, а только после нескольких повторений.
Причины тахилалии – патологическое ускорение процессов в речевых центрах головного мозга. Ученые установили связь ускоренной артикуляции с генетическим фактором. Признаки заболевания – ненормально быстрый темп произношения слов. Вместо 13-15 звуков в секунду выговаривается 25-30. В спешке человек запинается, переставляет слова местами, искажает предложения. Длинные словосочетания произносятся настолько несдержанно, что из речевого потока выпадают отдельные слоги. Возбуждение передается на движения. Дети быстро ходят, излишне активные, наблюдаются тики. Во время засыпания ворочаются, долго не могут уснуть. Течение мысли быстрее артикуляции. Пациенты с тахилалией избегают длинных фраз.
Спотыкание и заикание хоть и очень схожи между собой, но имеют кардинальные отличия. Анализ этих двух форм показывает, что при первой пациент не осознает свой недостаток, в отличие от второго. Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными аномалиями развития. Речь при этом носит поверхностный и абстрактный характер.
Обследование детей с речевыми расстройствами
Диагностика ведется комплексно. Она состоит из медицинского и педагогически-психологического обследования. При этом определяется функциональное состояние нервной системы, интеллекта и речи. У пациентов с брадилалией и тахилалией выясняют наличие психических расстройств. Имеют значение перенесенные в детстве травмы, инфекционные болезни, опухоли головного мозга. Опрос больного с нарушением темпо ритмической стороны речи ведется по следующим направлениям:
- Данные о нарушениях артикуляции у родителей, наличие у них психических, хронических болезней.
- Патология беременности и родов у матери.
- Развитие речи в детском периоде. Значение имеет наличие повторений слогов, темп произношения. Влияние нарушений артикуляции на успешность в школе.
- Обстановка внутри семьи.
- Состояние общей и мелкой моторики. Самостоятельность, наличие сопутствующих движений, тонус, темп, координация.
По окончании диагностики составляется логопедическое заключение. В нем доктор указывает вид нарушения, степень его проявления (легкая, средняя или тяжелая). Определяется влияние болезни на личность ребенка и ее коммуникативные возможности. Зачастую логопеду тяжело отличить ускоренное произношение от заикания. Внешне артикуляция при обеих патологиях очень похожа. Различие определяется, когда ребенок обращает внимание на свою речь. При этом в первом случае она улучшается, во втором – наоборот.
Нарушение темпа речи – это проблема, о которой говорят многие. Люди, сталкивающиеся с этой трудностью, часто описывают свои ощущения как чувство неуверенности и дискомфорта в общении. Некоторые отмечают, что слишком быстрый или медленный темп речи затрудняет понимание, как для собеседника, так и для самого говорящего. Психологи подчеркивают, что такие нарушения могут быть связаны с тревожностью или стрессом, что усугубляет ситуацию. Важно отметить, что поддержка со стороны окружающих играет ключевую роль в преодолении этих трудностей. Многие рекомендуют практиковать медленное и четкое произношение, а также использовать дыхательные техники для контроля темпа. Обсуждение этой проблемы в обществе способствует повышению осведомленности и снижению стигматизации людей с подобными нарушениями.
Методики логопедической коррекции
Для устранения медленного темпа речи используют логопедические приемы, направленные на исполнение быстрых, целенаправленных движений в процессе артикуляции. Используются методики ускоренных речевых реакций, ритма писания и чтения. При тяжелой форме брадилалии необходимо нормализовать общую моторику. Логопед проводит упражнения на координацию, быстрое переключение внимания между объектами, восприятие и воспроизведение ритмов.
Нормализации нарушений темпо-ритмической организации речи при данном заболевании помогают занятия по логопедической ритмике. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрствующую музыку (галоп, марш), что сопровождается подпрыгиваниями и приседаниями. Упражнения, которые активизируют внимание, воспитывают быструю реакцию на зрительные, слуховые раздражители. Хороший эффект дают двигательные игры: квесты и соревнования.
Логопедическую работу с подростками и взрослыми, страдающих тахилалией, рекомендуют проводить в несколько этапов. В таблице представлено основные этапы и их характеристика.
Первый этап |
Режим молчания. Логопед знакомится с особенностями речи каждого пациента в условиях коллективного общения. Рекомендовано использовать минимальный набор фраз, который необходим для разговора. Эта методика снимает излишнюю нервную возбудимость, успокаивает учеников, сосредотачивает их на заданиях |
Второй этап |
Работа по усвоению медленного темпа начинается на материалах чтения и рассказа. Каждый урок начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50). Потом проводится индивидуальная и групповая работа. Главный элемент на этом этапе – связная речь. Пациенту предлагают делать все движения медленно |
Третий этап |
Корригирование произнесенных мыслей. Материал занятий: точный пересказ с заданными параметрами по длине и детализации. Используют упражнения на произношение различных редакций одной и той же фразы |
Четвертый этап |
Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый ученик по очереди включается в беседу по команде логопеда. На этом этапе вводится чтение про себя. Оно оказывает дисциплинирующее влияние на устную речь ребенка |
Пятый этап |
Подготовка к публичному выступлению. Материал подбирается с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Произнесенная речь записывается на диктофон и анализируется |
Длительность курса составляет два с половиной – три месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуют продолжить занятия после паузы. В этом случае общее время коррекции – 4-6 месяцев.
Вопрос-ответ
Что такое нарушение темпа речи?
Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, называется заиканием. Это одна из самых острых проблем логопедии, причем единого мнения на этиологию (причину возникновения) нарушения темпа речи не существует.
О чем свидетельствует быстрая речь?
В медицине быстрая речь – это вероятный симптом психического расстройства. Часто наблюдается у больных шизофренией, биполярным аффективным расстройством и другими заболеваниями психики. Для торопливой речи существует даже специальный термин — тахилалия.
О чем говорит медленный темп речи?
Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения. Поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить. Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений.
Что влияет на темп речи?
Темп речи зависит от следующих параметров: стиль произношения, скорость произношения слов в единицу времени, характер, смысл речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на дыхание. Правильное дыхание помогает контролировать темп речи. Практикуйте глубокое диафрагмальное дыхание, чтобы расслабиться и избежать спешки при разговоре.
СОВЕТ №2
Записывайте свою речь. Запись и прослушивание своих выступлений или разговоров помогут вам осознать, каков ваш естественный темп. Это даст возможность выявить моменты, когда вы говорите слишком быстро или медленно, и скорректировать их.
СОВЕТ №3
Используйте паузы. Не бойтесь делать паузы в речи. Они не только помогают вам собраться с мыслями, но и дают слушателям время для осмысления информации. Это улучшает восприятие и делает вашу речь более выразительной.
СОВЕТ №4
Практикуйте с текстами. Чтение вслух различных текстов с разным темпом поможет вам научиться управлять своей речью. Попробуйте читать медленно, а затем ускорять темп, чтобы найти оптимальный баланс.